Детерминанты поведения

Детерминанты поведения. Составляющие поведения. Эмоции

Любая поведенческая программа строится на трех основных детерминантах: доминирующей мотивации, памяти и оценке текущей ситуации.

Мотивация — повышенная активность отдельных мозговых структур, побуждающая животное совершать действия, направленные на удовлетворение ведущих биологических потребностей.

Память — способность мозга сохранять временные нервные связи, доступные для извлечения (хранения) информации. Различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная память — сохранение временных связей в течение относительно короткого времени.

Постепенно затухающая после научения кратковременная память сосуществует с нарастающей долговременной памятью. В ходе этого сосуществования введенная в мозг информация (соответствующая временная связь) переходит из кратковременной памяти в долговременную.

Кратковременная память, по-видимому, связана с циркуляцией информации по кольцевым связям нейронов в головном мозге (лимбической системе).

Долговременная память — сохранение временных связей длительное время, соизмеримое с длительностью жизни особи. Долговременная память связана со стабильной реорганизацией межнейронных связей, реализующейся на основе метаболических процессов, протекающих в нервных клетках различных мозговых образований (синтеза специфического белка) при научении и в течение определенного времени после его завершения.

По происхождению и некоторым особенностям различают образную память, возникающую при однократном восприятии запоминаемой ситуации; условно-рефлекторную память, возникающую в ходе повторных сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке условного рефлекса; эмоциональную память, проявляющуюся в закреплении и последующем воспроизведении определенных эмоциональных состояний; словесно-логическую память, свойственную только человеку.

Модально-специфические виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная и др. Память, в которой воплощен опыт, накопленный в ходе эволюционного развития, называется филогенетической; память, в которой воплощен индивидуальный опыт особи, называется онтогенетической.

Основу филогенетической памяти составляют врожденные (безусловные) рефлексы разной степени сложности. Основу онтогенетической памяти составляют выработанные в течение индивидуального развития условные рефлексы. У животных хорошая память: лошади, крупный рогатый скот узнают людей, ухаживавших за ними, через 5...6 лет.

Многие животные долго не забывают своих обидчиков. Оценка текущей ситуации — восприятие новых воздействий, их анализ и синтез, использование этой информации для коррекции программы действия.

Ряд стереотипных циклов комплексов фиксированные реакций (действий) называется таксисами. То или иное взаимодействие в различных соотношениях врожденных и условных рефлексов называется унитарной реакцией. Таксисы и унитарные единицы составляют форму поведения.

Эмоции — поведенческие реакции животных на воздействие раздражителей, которые проявляются в виде восторга, радости, дружелюбия, боязни, угнетения, горя, страха, гнева, злобы, ярости, смелости, любопытства, настороженности, привязанности, ревности, боли, удовольствии.

Животные в сложных ситуациях плачут. При проявлении различных эмоций у животных изменяется положение головы, шеи, ушей, хвоста, волос, возникают стон, визг, другие звуковые сигналы.

Они могут кусаться, лягаться, бодаться, топтаться на месте, рыть землю копытами, бегать, прыгать. Всем домашним животным присуще чувство радости (глаза блестят от радости возбуждения). Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой- либо актуальной потребности, которую субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта (П. В. Симонов, 1981).

Мозговые механизмы эмоций вовлекаются в процесс выработки условного рефлекса. Для организации поведения в системе координат «потребности — вероятность их удовлетворения в окружающей внешней среде» необходимо взаимодействие четырех структур: передних отделов новой коры, гипокампа, миндалины, гипоталамуса. Все остальные образования мозга играют исполнительную или вспомогательную роль.

Источник. Физиология и этология животных. Под редакцией доктора биологических наук, профессора В. И. Максимова. Учебное издание.

AOF | 23.12.2020 17:32:39