История этологии
Этология как наука имеет достаточно глубокие корни. С древних времен люди наблюдали за животными, накапливая знания об управлении их поведением. Науку о поведении животных создавали и развивали ученые, которые придерживались различных, а зачастую и взаимоисключающих взглядов на природу одних и тех же явлений.
В ее развитии выделяют несколько этапов. Первый (додарвиновский) — ранняя история, второй начинается с исследований Дарвина, трети й — поеледарвиновский. Изучение поведения животных в додарвиновский период было связано с философским и естественным мировоззрением.
Основной вопрос философии — выяснение места и роли человека во Вселенной. Если, по мнению идеалистов, человек не имеет ничего общего с животными, то сравнительная психология теряет смысл.
Так, еще философы Древней Греции (Фома Аквинский, Демокрит) считали, что при сотворении мира были созданы первым актом человек и боги, а в результате второго акта — неразумные твари, которые отличались от человека числом имеющихся у них душ.
Аристотель, поддерживая это положение, считал, что человек отличается от животных природой своих душ, и попытался расположить все виды в непрерывный восходящий ряд (Scale nature), вершину которого венчал человек. Эти взгляды имеют сторонников и в настоящее время. Уже на первом этапе развития науки о поведении выделились два основных направления — механицизм и антропоморфизм, представители которых оперировали в разной степени наивными аргументами.
Механицисты вслед за Декартом считали, что животное — это всего лишь машина, а посему, как утверждал, например, Мальбранш, собаку можно резать, не обращая внимания на ее визг, так как это не более чем скрип плохо смазанного механизма.
Сторонники антропоморфизма принимали животное без малого человекоподобным существом, способным любить, страдать и рассуждать. Ранние натуралисты также внесли свой вклад в изучение поведения животных. Например, Гилберт Уайт (1720—1793), исследуя птиц, выделил три вида на основании их пения; Фердинанд Пернауэр (1660—1731) изучал территориальность, перелеты, половое поведение и онтогенез пения птиц.
Научный подход к изучению поведения животных, по мнению Д. Мак-Фарленда (1988), начинается с работ натуралистов XVIII в., таких как Уайт, Лepya (1723-1789).
Ч. Дарвина (1809—1882) считают основоположником научного подхода к изучению поведения животных. Он обосновал теорию естественного отбора и развития видов в процессе эволюции.
Учение Дарвина об инстинктах и эволюционная теория, изложенные в «Происхождении видов» и «Происхождении человека» (1871), внесли значительных вклад в науку о поведении. Выявленная им связь между видами послужила основой для создания сравнительной психологии или зоопсихологии.
Ч. Дарвин сам предпринял сравнительное изучение поведения животных и обобщил эти сведения в работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1873), в которой убедительно показал, что выражение эмоций у человека и животных во многом схоже и некоторые эмоции человек унаследовал от предков.
В последарвиновский период поведение животных изучали довольно интенсивно. Для конца XJX и начала XX в. характерны исследования этологической и зоопсихологической направленности. Д. Романее, последователь Ч. Дарвина, в труде «Разум животных» (1882) развил его принципы сравнительного исследования поведения животных.
Однако он основывался на единичных наблюдениях и трактовал многие явления с позиций антропоморфизма. В последарвиновский период была создана классификация форм и систем поведения, целенаправленно изучались врожденные и приобретенные формы поведения.
Благодаря объективному подходу к проблеме поведения возникли два наиболее плодотворных направления в этологии. Одно из них связано с изучением закономерностей обучения животных (школы бихевиористов и И. П. Павлова); другое — с объективным исследованием инстинктивного поведения (школы К. Лоренца и Н. Тинбергена).
Представители первого направления, в основном И. П. Павлов и его последователи, заложили фундамент этологии, утвердив правильный подход к ее специфическим проблемам. Суть этого подхода в следующем: выводом должны служить предшествующие наблюдения.
Причем применительно к животным И. П. Павлов воздерживался от таких понятий психологии человека, как «сознание», «разум». «Нам не дано знать, о чем собака думает и думает ли она вообще, но если мы начнем наблюдать за ней, то сможем узнать, что она делает.
Задача, сформулированная таким образом, кажется довольно скромной, однако она поставлена в таком виде, в каком и сегодня мы ее иначе и не представляем». И. П. Павлов с первых опытов по изучению условных рефлексов стремился изучить физиологические механизмы, которые лежат в основе высшей нервной деятельности и адаптивного поведения животных в новой ситуации. Бихевиористы (лат. behavior— поведение) исследовали поведение разных видов животных в лаборатории, но в условиях, часто не имеющих ничего общего с природными.
Представители второго направления, изучающие врожденное, объективно-инстинктивное поведение, в конце прошлого века пришли к выводу, что инстинктивные движения весьма стабильны и поэтому подобно морфологическим признакам могут быть классифицированы ( Крэг, 1908; Хейнрот, 1911).
Крэг разделил инстинктивный акт на составляющие элементы, введя такие фундаментальные понятия, как побуждение (drive), требующее удовлетворение, и поисковое поведение (appetitive behavior), которое, в свою очередь, складывается из двигательной активности и завершающего акта (consummatory behavior). Следует отметить, что исследование поведения, формирующегося под ведущим влиянием врожденных факторов, было начато в XIX в. в России профессором Петербургского университета В. А. Вагнером.
Позднее А. Н. Промптов выполнил ряд точных и оригинальных исследований по формированию инстинктивной деятельности у птиц. Этологическое направление развилось в значительной степени как результат полемики с американской школой бихевиористов, которые пытались объяснить все формы поведения на основе индивидуально приобретенного опыта, отрицая какое бы то ни было значение врожденных факторов.
В конечном итоге исследователи пришли к выводу об ошибочности этой точки зрения бихевиористов. В своих концепциях этологи в значительной степени исходили из положения И. П. Павлова, согласно которому в основе формирования индивидуально приобретенного поведения лежат врожденные, безусловно-рефлекторные компоненты.
В начале 20-х гг. XX в. Хейнрот, а затем его последователи К. Лоренц и Н. Тинберген, основали так называемую объективистскую школу, которая делала упор на метод наблюдения в естественных условиях, вне стен лаборатории. Внимание животных, по мнению представителей объективистской школы, привлекают сигналы, иногда довольно сложные.
Сигналами могут служить окраска на крыле селезня, красная грудка зарянки и др. Эти сигналы — релизоры (releasers) служат как бы ключом, позволяющим высвободить часть внутренней энергии и направить ее по определенному каналу. В России одним из первых исследователей поведения (инстинктов) был зоолог В. А. Вагнер (1910—1913). Основоположниками современной этологии являются К. Лоренц (1970) и Н. Тинберген (1975).
Ими была основана школа объективного изучения поведения животных непосредственно в природе. В 1903 г. И. П. Павлов, применив метод условных рефлексов, выявил основные закономерности условно-рефлекторной деятельности и создал учение о высшей нервной деятельности (поведении). И. С. Бериташвили (1975) сформировал концепцию о психической деятельности. Приоритет в разработке рассудочной деятельности животных принадлежит Л. В. Крушинскому (1993).
В отличие от зарубежных этологов отечественные исследователи поведения (Л. В. Крушинский, А. Д. Слоним — физиологическое изучение ВНД) подходят к решению задач поведения животных, изучая его механизмы. Представители школы К. Лоренца исследуют внешние компоненты сложных поведенческих актов, получая объективную информацию о построении поведенческого акта.
Итак, современная этология развивается по двум основным объективным направлениям. Последователи школы И. П. Павлова изучают физиологические механизмы поведенческих реакций. Это такие ученые, как Л. Крушинский, Н. Купалов, А. Сыренский и многие другие.
Принципиально новый в изучении поведения подход с позиций теории функциональных систем, созданной П. К. Анохиным (1968) (рис. 92). Представители второго направления, ученые школы К. Лоренца и Н. Тинбергена, исследуют в основном инстинктивные реакции поведения.
Источник. Физиология и этология животных. Под редакцией доктора биологических наук, профессора В. И. Максимова. Учебное издание.
AOF | 23.12.2020 16:26:54