Плавание птиц
Благодаря оперению и большим воздушным мешкам удельный вес всех птиц меньше единицы. Поэтому любая птица в воде не тонет и при необходимости плывет. Могут присаживаться на воду дрозды и голуби, довольно часто плавают пастушки и многие кулики, иногда садятся на воду и плавают цапли и т. д. Но у птиц, постоянно связанных с водой (их более восьмисот видов), развиваются приспособления, облегчающие плавание, а у многих видов — и ныряние.
Тело плавающих птиц обычно несколько сплюснуто в спинно-брюшном направлении, что увеличивает устойчивость на воде. Более густое и плотное, чем у наземных птиц, оперение (особенно на нижней стороне тела) успешно противостоит намоканию.
Плотное, с хорошо развитым пухом оперение и сильное развитие подкожного жирового слоя, свойственные большинству плавающих и ныряющих птиц, предотвращают охлаждение тела в холодной воде. Направленные вперед три пальца лапы соединены хорошо развитой плавательной перепонкой (пингвины, гагары, трубконосые, гуси и утки, чайки и чистиковые); у пеликанообразных (веслоногих) плавательная перепонка соединяет все четыре пальца.
У небольшого числа видов (поганки, лапчатоноги, лысухи, кулики-плавунчики) вместо отсутствующей общей плавательной перепонки развивается плотная ороговевающая кожистая оторочка каждого пальца. Все это увеличивает общую поверхность лапы и тем самым повышает силу толчка при гребле. У плавающих и особенно у ныряющих птйц цевка более или менее уплощается с боков (особенно плоская у поганок), что уменьшает сопротивление воды при занесении конечности вперед для гребка.
Опорой туловища плывущей птицы служит вода; ноги отводятся несколько назад, голень занимает почти горизонтальное положение, основные движения осуществляются в интертарзальном суставе (рис. 16).
При движении лапы назад пальцы растопыриваются и производят толчок; когда дистальная часть ноги (цевка и пальцы) заносится вперед для следующего гребка, пальцы складываются, что резко уменьшает сопротивление воды.
При медленном плавании ноги двигаются поперемено; при быстром плавании у хороших пловцов ноги двигаются обычно одновременно. Повороты осуществляют либо более сильным гребком противоположной лапы, либо тормозящим движением ноги той стороны, куда птица поворачивает. Очень своеобразны пингвины: у них при плавании энергично работают крыья-ласты, а вытянутые назад лапы выполняют лишь функцию руля.
Ныряние. Низкий удельный вес птиц, облегчая плавание, сильно затрудняет ныряние. Довольно много птиц при ловле добычи способны нырять с пикирования: птица летает над водой и, заметив у поверхности добычу, полускладывает крылья и резко пикирует, погружаясь в воду на небольшую глубину за счет инерции (1—2 собственных длины).
К такому нырянию прибегают птицы, которые могут плавать,— трубконосые, многие веслоногие (фрегаты, фаэтоны, олуши, американский бурый пеликан, чайки, крачки, поморники); но так же ныряют и птицы, обычно не садящиеся на воду и не имеющие внешних признаков водных птиц,— скопа, орланы, рыбные филины, многие зимородки.
Специальные приспособления к такому нырянию выражены слабо. По-настоящему ныряет, т. е. погружается на большую глубину и активно передвигается в толще воды, преследуя добычу или спасаясь от опасности, относительно небольшое число видов хорошо плавающих птиц.
Приспособления к нырянию у них выражены отчетливее. Все ныряющие виды имеют плотное оперение и хорошо развитый слой подкожной жировой клетчатки. Уменьшается пневматичность скелета.
Удельный вес выше 0,7, а в момент ныряния, видимо, приближается к единице благодаря прижиманию оперения и сжиманию воздуха в воздушных мешках подвижной грудиной. Таз обычно заметно сужен, а тазобедренный сустав несколько сдвинут назад, поэтому при движении по суше тело принимает более или менее вертикальное положение (особенно у пингвинов и чистиковых), или способность двигаться по суше почти утрачивается (гагары, поганки).
Пальцы лапы соединены хорошо развитой плавательной перепонкой или каждый палец окружен плотной кожистой оторочкой (поганки, лысухи и лапчатоноги из журавлеобразных). Крылья, особенно их дистальныи отдел, укорочены; полет довольно быстрый, но не маневренный, прямолинейный.
В крови и мышцах по сравнению с неныряющими видами увеличивается содержание гемоглобина и возрастает количество эритроцитов.
В глазах появляются приспособления, позволяющие видеть в воде при низкой освещенности (увеличивается толщина склеры и роговицы, возрастает степень аккомодации и т. д.).
Необходимость защиты среднего уха при нырянии сопровождается ухудшением слуха. Речные утки, гуси, лебеди при кормежке погружают в воду голову, шею и переднюю часть туловища и сохраняют при этом равновесие гребными движениями лап (напуганные и раненые речные утки ныряют).
При настоящем нырянии погружение в толщу воды требует больших усилий: плавающая птица погружается в воду резким рывком головы и корпуса вниз и одновременными быстрыми и мощными толчками обеих лдп, направленными назад и вбок; часть нырковых уток и чистиковые птицы в момент заныривания одновременно с толчками лап взмахивают полураскрытыми крыльями.
У нырнувших бакланов и змеешеек лапы двигаются под корпусом, их толчок направлен прямо назад, а большой и жесткий хвост служит рулем глубины. Поганки, гагары, лысухи, нырковые утки направляют толчок лап назад, в стороны и вверх (рис. 19). Детали движения лап и степень вращения лапы и других отделов конечностей варьирует в разных группах; особенно сложны движения лап поганок, напоминающие движение судового винта (Курочкин, 1971).
При погружении лапы заносятся выше центра тяжести, при выныривании толчок направлен, назад, вбок и несколько вниз Многие нырковые утки при движении в толще воды делают взмахи, полураскрытыми крыльями; иногда это, видимо, делают и бакланы, гагары и поганки.
Но роль основного движителя у них всегда выполняют задние конечности у чистиковых, ныряющих буревестников и пингвинов роль основного движителя выполняют полураскрытые крылья, совершающие равномерные взмахи; направленные назад задние конечности с растопыренными пальцами несут лишь, функцию рулей.
При нырянии на мелководье чистики иногда гребут только задними конечностями. Лысухи обычно ныряют на глубину нескольких метров. Некоторые нырковые утки (гаги, морянки и др.), кайры, гагары, поганки, пингвины ныряют иногда на глубину 50—60 м и крайне редко— несколько глубже.
Зарегистрировано погружение императорского пингвина на глубину 265 м — видимо, это предел для ныряющих птиц. Продолжительность погружения чаще близка к 1 —1,5 мин, но преследуемые птицы могут находиться в толще воды даже до 10—15 мин (пингвины, гагары). В толще воды скорость передвижения у лысух и большинства уток составляет 0,6— 1 м/с, у крохалей, поганок, пингвинов— до 2,5—3 м/с (по некоторым данным, пингвины способны временами развивать скорость до 8—10 м/с).
Из воробьиных птиц ныряют оляпки Cinclus. Они сохраняют типичный облик воробьиных птиц и из приспособлений к нырянию имеют лишь несколько более плотное оперение, сильное развитие пуха на аптериях, укорочение крыльев и особенно хвоста.
Способ ныряния оляпок совершенно не походит на ныряние других птиц. Опустившаяся на воду оляпка так держит крылья, что ее течением прижимает ко дну, она бежит, переворачивая камешки и склевывая под ними добычу. Сложившую крылья птицу, как - пробку, выбрасывает на поверхность. Живут оляпки по беретам горных речек и ручьев; нырять в стоячей воде они не могут. Помимо оляпок к такому своеобразному нырянию в быстро текущую воду и беганью по дну способны Enicurus (дроздовые) и Cinclodes (муравьеловковые).
Полет. Как уже указывалось выше, в общей характеристике класса практически во всех системах органов у птиц выявляются особенности, так или иначе связанные с обеспечением полета. Различия в характере полета у разных видов и групп видов тесно связаны с их образом жизни, с приспособлением к определенной среде.
Характер полета зависит от размеров птицы, от формы и площади ее крыльев (определяемых пропорциями скелета, длиной и формой маховых перьев и т. д.), от силы мышц, от площади и формы хвоста, общего характера оперения, длины шеи и конечностей и т. п.
До сих пор аэродинамика полета птиц выяснена лишь в общих чертах. Трудности изучения определяются прежде всего тем, что многие параметры в полете все время изменяются: неодинаков на разных участках крыла и непрерывно меняется угол атаки (угол между плоскостью крыла и направлением движения), соответственно непрерывно изменяются скорости обтекающих крыло воздушных потоков и возникающие при этом аэродинамические силы, изменяются площадь крыла и интенсивность взмахов И Т. Д.
Трудности изучения полета усугубляются крыла в полете (по Гладкову, 1949): тем, что методически а — угол атаки, R — аэродинамическая сила, разочень трудно получить лагаемая на N — подъемную и Т — тяговую силш реальные замеры возникающих аэродинамических сил. Полет птиц подразделяют на два типа: активный, или машущий, при котором аэродинамические силы возникают при взмахах крыла, и пассивный, или планирующий, когда раскрытые крылья практически неподвижны и используется энергия воздушных потоков и (или) потенциальная энергия собственного веса.
Крыло любой птицы более или менее выпукло сверху и огнуто снизу. При любом типе полета обтекающий крыло воздух над выпуклой поверхностью крыла проходит с повышений скоростью и поэтому здесь создается область пониженного авления, а под крылом, наоборот, движение воздуха замед- ено и давление повышено.
Поэтому крыло как бы подсасыватся кверху: возникает аэродинамическая сила, которую по :равилу параллелограмма можно разложить на подъемную силу, противодействующую силе тяжести, и на направленную перед тяговую силу. Если образуется тяговая сила, подъемная сила равна силе тяжести, птица перемещается to горизонтали; если подъемная сила больше, то птица поднимается, а есяи подъемная сила меньше силы тяжести, птица будет постепенно снижаться.
Птица может увеличить или уменьшить подъемную силу и силу тяги, изменив угол атаки (т. е. степень наклона крыла) и площадь крыла (сильнее его раскрыв или, наоборот, слегка сложив) или изменив скорость, т. е. замедлив или ускорив движение крыла.
Движение крылышка, при некоторых режимах полета образующего щель около кистевого сгиба, предотвращает образование завихрений воздуха над дистальной частью крыла.
Машущий полет. При активном машущем полете птица ритмично опускает и поднимает крылья и тем самым создает ток воздуха, обтекающего крыло; при этом возникает аэродинамическая сила.
Если смотреть на летящую птицу сбоку, то можно увидеть, что в установившемся горизонтальном полете вершина крыла описывает относительно тела птицы траекторию, приближающуюся к овальной (рис. 21); абсолютное движение крыла происходит по синусоиде (рис. 22), растянутость которой зависит от скорости полета и частоты взмахов крыла.
Полагают, что в нормальном полете проксимальная часть крыла создает преимущественно подъемную силу, а дистальная (кистевая) часть — преимущественно тягу. Подъемная сила создается как при опускании крыла, так и — в меньшей степени — при подъеме крыла, а тяговая сила, видимо, создается при опускании крыла и лишь иногда в очень небольшой степени— при его подъеме. Опускание крыла требует больших мышечных усилий, чем его подъем, поэтому масса поднимающей крыло подключичной мышцы заметно меньше (в 3—10 раз) массы опускающей крыло большой грудной мышцы.
Чем больше масса тела, тем большую подъемную силу нужно развивать в полете. Но сила мышц возрастает пропорционально площади их поперечного сечения, а не пропорционально возрастанию массы.
Поэтому мышечная сила с увеличением размеров птицы увеличивается медленнее возрастания ее массы. Вследствие этого у более крупных птиц максимальные скорости, которые они могут развивать по своей мускульной силе, лишь немного превосходят минимально возможные скорости, при которых птица может лететь, ни снижая высоты.
Птицы с небольшой массой тела могут менять скорости полета в значительно большем диапазоне. Эта же закономерность определяем абсолютные размеры летающих птиц: максимальная масса летающих птиц не превышает 12— 15 кг, а более 85% видов птиц имеют массу менее 1 2 кг (Гладков, 1949).
Птицы с массой более 20—25 кг полностью утрачивают способность к полету (масса некоторых вымерших моа и эпиорнисов достигала, видимо, 400 кг).
Мелкие воробьиные птицы в полете совершают до 12—14 взмахов в секунду, ворона — 2—5, голубь — 3—8, чайки — 2—4, аисты — 2 взмаха в секунду и т. п. Эти данные характеризуют установившийся полет.
Но для птиц, особенно более крупных, труден взлет. Птица, взлетающая с дерева или скалы, обычно бросается вниз с раскрытыми крыльями и, набрав необходимую скорость, переходит на установившийся полет.
При взлете с земли мелким птицам достаточно сделать прыжок в воздух. Более крупные наземные и водные птицы перед тем как взлететь некоторое время бегут по земле или воде, энергично работая крыльями (утки и лебеди при этом совершают до 5 взмахов в секунду) и, лишь набрав минимально необходимую скорость (и соответственно подъемную силу), взлетают, переходя на установившийся полет с менее частыми взмахами крыльев.
При посадке птицы гасят скорость, совершая тормозящие движения крыльями и хвостом. Видоизменением машущего полета является трепещущий полет, когда энергично работающая крыльями птица на какое-то время — обычно на несколько секунд — останавливается в воздухе; так делают многие птицы — чайки, хищники, многие воробьиные и др., рассматривая возможную добычу или место для посадки.
При этом положение крыльев таково, что возникает лишь подъемная сила. Такой тип полета требует больших энергетических затрат (у чаек — до 6 и более взмахов крыльев в секунду) и поэтому бывает очень кратковременным. Для самых мелких ныне живущих птиц — колибри — характерен так называемый вибрационный полет: птичка зависает в воздухе перед цветком, высасывая нектар или выклевывая насекомых, ее тело принимает почти вертикальное положение, а крылья совершают очень быстрые взмахи почти в горизонтальности плоскости (от 30 до 50 и даже до 70 в секунду); при этом траектория кончика крыла образует удлиненную восьмерку, а крыло поворачивается на 120—150°.
Возникающая аэродинамическая сила направлена вверх и уравновешивает вес птицы. Но таким вибрационным полетом могут летать лишь птицы с малой массой тела (2—20 г) и своеобразным типом крыла (короткое плечо, совершающее в плечевом суставе вращательные движения).
Вибрационный полет — наиболее специализированная форма трепещущего (и машущего) полета. Птицы массой около 20 г расходуют на 100 км полета 20—29 кДж (0,5—1,0 г энергетических резервов тела). У некоторых стремительно летающих птиц (например, стрижей, способных длительное время находиться в воздухе) затраты энергии в полете лишь в 1,5—2 раза выше энергии существования (т. е. энергетических затрат в покое), у ряда быстро летающих птиц (утки, чайки, голуби, многие воробьиные и др.) затраты в полете превышают энергию существования в 3— 4 раза.
В полете при суровых метеорологических условиях (встречный ве: тер и т. п.) и у тяжело летающих птиц затраты энергии в полете выше — они превышают энергию существования в 6—8 и более раз (Дольник, 1975).
Парение. Машущему полету противопоставляется пассивный полет — парение. Используя восходящие токи воздуха или различия в скорости воздушных потоков, птица парит — подобно планеру — на практически неподвижных расправленных крыльях.
Особенно часто парящим полетом пользуются крупные птицы, для которых машущий полет труден из-за больших энергетических затрат; энергетические затраты на парение несоизмеримо меньше. Различают два типа парения: статическое и динамическое.
При статическом парении птицы используют устойчивые термические восходящие токи воздуха, возникающие днем над землей, особенно на стыках разных ландшафтов (луга и леса, земли и воды), или потоки воздуха, обтекающего преграды (склоны гор, опушки леса и т. п.). Для таких парителей (орлы, грифы, аисты и др.) характерны большие широкие крылья с резко расходящимися вершинами первостепенных маховых на конце (рис. 24).
Динамическое парение характерно для морских птиц, имеющих длинные и узкие, заостренные к вершине крылья. Мелкие виды (буревестники, крачки, чайки) используют преимущественно потоки обтекания — потоки воздуха, обтекающие волны. Более крупные виды (альбатросы, олуши и др.) используют разницу в скорости ветра непосредственно над водой (где скорость воздушного потока несколько замедлена из-за трения о водную поверхность) и двигающихся с большей скоростью потоков воздуха на высоте.
При этом птицы обычно летают большими кругами, набирая высоту при движении против ветра и спускаясь при движении по ветру. Такие прекрасные парители, как альбатросы, даже при слабом ветре способны часами парить над морем, практически не двигая крыльями.
Многие птицы, летающие машущим полетом, при подходящих условиях могут переходить на кратковременное парение, например при спуске на место посадки и т. п. Колпицы, скворцы и некоторые другие воробьиные чередуют машущий и планирующий полет: после нескольких взмахов крыльями некоторое время планируют, затем опять машут крыльями и т. д.
Дятлы и некоторые воробьиные после нескольких взмахов складывают крылья и какое-то время летят по инерции, затем опять работают крыльями, опять их складывают и т. д.; поэтому траектория их полета имеет волнистый вид. Типичные парители часто вынуждены летать машущим полетом, пока не вылетят на место, где можно перейти к парению.
Однако наиболее специализированные парители — грифы, альбатросы и др.— могут летать машущим полетом относительно короткое время, быстро устают и прекращают полет, если нет возможности перейти к парению. Чайки, крачки, некоторые буревестники, чередуя спокойный машущий полет и парение, могут летать часами.Правильный строй в стае летящих крупных птиц (клин журавлей, клин или шеренга гусей и т. п.), видимо, облегчает зрительные контакты между членами стаи. Возможно, здесь сказываются и аэродинамические причины. Полагают, что взаимное расположение птиц в стае таково, что позволяет использовать восходящие токи воздуха от впереди летящей птицы и тем самым несколько уменьшать энергетические затраты.
Скорость и высота полета. Мелкие воробьиные птицы летают со скоростью 30—60 км/ч, аисты, цапли — 30—40, кулики, голуби, утки, гуси, многие соколы — 65—95, стрижи — около 120 км/ч. Самый быстрый летун нашей фауны — живущий в. восточных районах колючехвостый стриж — летает со скоростью 150— 170 км/ч.
Это скорости установившегося полета, которым птицы способны летать длительное время. Попутный ветер увеличивает скорость передвижения, встречный — уменьшает.
В момент броска на добычу, используя энергию пикирования, крупные соколы способны развивать скорость до 300—360 км/ч. На, очень короткое время — на немногие секунды — такую же скорость развивают увертывающиеся от хищника голуби, утки, кулики и другие птицы.Таким образом, в полете многие птицы заметно превышают скорости, которые могут развивать самые быстрые бегуны из млекопитающих. Довольно высоки и относительные скорости: летящая ворона в минуту покрывает расстояние, примерно в 1,7—2 тыс. раз превышающее длину ее тела, а стриж — в 8,5 тыс. раз (у шмеля относительная скорость около 10 тыс., а у самолета, летящего со скоростью около 1000 км/ч,— всего 1,6 ч тыс.; Гладков, 1949).
Высота полета различна у разных видов. Многие птицы поднимаются во время миграций на высоту 1,5—3 км, на такой высоте парят некоторые крупные хищники (орлы, грифы). Во время миграций многие виды птиц, пролетая над горными странами, поднимаются на 5—7 км над уровнем моря, а крупных хищников, журавлей и гусей отмечали даже на высоте 8—9 км (на высоте 6 км атмосферное давление и парциальное давление кислорода вдвое меньше, чем на уровне моря).
Все птицы обычно чередуют полет и отдых. Продолжительность непрерывного полета особенно велика у перелетных птиц в период миграций: многие виды способны лететь без отдыха и остановок 10—14 ч, а некоторые даже мелкие виды — и значительно больше.
Так, американские славки p. Dendroica, накопив до 30 % жира от массы тела, пролетают от Северной Америки до Южной над Западной Атлантикой до 2600—2800 км за 50—56 ч непрерывного полета.
Еще более дальние беспосадочные перелеты над морем (до 3800 км) совершают некоторые кулики, зимующие на островах в центре Тихого океана. В то же время перепела с большим напряжением пересекают Черное море (всего 300—400 км). Биологическая классификация типов полета.
Основанное на аэродинамическом принципе деление птиц на две группы — с машущим и планирующим полетом не выявляет многообразия особенностей полета в пределах этого класса.
Так, в группу птиц с машущим полетом включаются соколы с их быстрым и очень маневренным полетом, гагары, утки и другие птицы с быстрым, но прямолинейным, не маневренным полетом и, наконец, куриные и пастушковые птицы, которые неохотно взлетают и, пролетев небольшое расстояние, стараются прекратить полет и т. д.
Кроме того, зачастую одна и та же птица пользуется то планированием, то машущим полетом. Поэтому предлагались различные более дробные классификации полета, основанные на различиях в соотношении скелетных отделов крыла и его формы, на скорости и маневренности полета и т. п.
Наиболее удачная попытка такой классификации, основанной на экологическом принципе и учитывающей роль полета в жизни данного вида, конструкцию его летательного аппарата и способы полета, предпринята Н. А. Гладковым (1949), выделившим несколько биологических типов полета. Один из них — поисковый полет, при котором разыскивающая пищу птица длительное время находится !в воздухе, чередуя машущий и планирующий полет, в больших пределах меняя скорость; добыча довольно часто схватывается на лету.
Другими, способами передвижения не пользуются или пользуются мало. Для всех птиц этой группы характерны длинные, узкие, заостренные крылья. Такой тип полета характерен для чаек, крачек, трубконосых, некоторых веслоногих (фрегаты, фаэтоны, олуши), луней и некоторых других хищных птиц, стрижей, ласточек и т. п.
К поисковому полету близок полет разведывательный. Птицы этого типа полета (грифы, орлы и некоторые другие хищные птицы, аисты, пеликаны и др.) тоже длительное время находятся в воздухе, пользуясь преимущественно парением. Обнаружив благоприятное для кормежки место, птица опускается на землю или воду либо непосредственно к добыче, либо потом находит ее, плавая или бродя по земле; лишь иногда добыча схватывается на лету (орлы и др.). Птицы этой группы имеют широкие крылья; часть видов хорошо ходит (аисты и др.) или плавает (пеликаны).
Птицы группы транзитного полета пользуются преимущественно машущйм полетом, используя его лишь для перемещения с мест кормежки на места отдыха или для ухода от врагов; пища разыскивается и добывается при хождении по земле, при плавании и — у части видов — при нырянии.
Полет прямолинейный, не маневренный; скорости полета варьируют в небольших пределах. Сюда можно отнести некоторых веслоногих, гагар, поганок, уток, голубей, рябков и др. На характере летательного аппарата сказывается приспособление к нырянию (короткие, но довольно широкие крылья бакланов, узкие короткие крылья гагар и чистиковых и т. д.).
Для курообразных характерен полет-бегство. Птицы кормятся на земле, при опасности стараются затаиться или убежать, но если опасность уже близка, то следует быстрый и очень шумный «ракетоподобный» взлет (сильный шум взлета служит сигналом тревоги для других особей и иногда может ошеломить приблизившегося хищника), затем короткий перелет, часто с пологим планированием, и посадка.
Для этой группы характерны сильно выпуклые короткие и широкие крылья, большая масса грудной мускулатуры, часто с обилием белых мышечных волокон (способны к очень интенсивным, но кратковременным сокращениям); у части видов развита покровительственная окраска, облегчающая затаивание.
Вероятно, в эту группу следует включить также тинаму и многих дроф. Полет многих, преимущественно древесно-кустарниковых птиц (многие ракшеобразные, дятлообразные, воробьинообразные и др.) можно назвать прерывистым: птица кормится в ветвях или на земле, взлетает, пролетает небольшое расстояние и вновь садится, продолжая кормежку.
Такой характер полета многие виды сохраняют и во время миграций: пролетают несколько километров, присаживаются, короткое время отдыхают, кормятся и вновь летят. Вибрационный полет колибри может быть назван кормовым: держащаяся в воздухе птичка выклевывает насекомых или пьет нектар, чередуя кормежку с молниеносными перемещениями от цветка к цветку.
Эта в известной степени синтетическая классификация учитывает и конструкцию летательного аппарата и способ полета, но основывается преимущественно на роли полета в жизни рассматриваемых видов. Пока она очень схематична и нуждается в дальнейшей разработке. Ее автор Н. А. Гладков (1949) сам указывал, что им намечены лишь основные «узловые точки» многообразных типов полета. Многие виды занимают промежуточное положение между выделенными группами.
Так, большинство вороновых относится к группе прерывистого полета, но полет ворона ближе к разведывательному полету, а альпийской галки — к поисковому. Очень разнородна и, видимо, заслуживает более дробного деления группа транзитного полета. Часть птиц (многие голенастые и др.) пока трудно отнести к какой-либо из выделенных груйл.
Дальнейшая разработка подобной экологической классификации типов полета позволит, отчетливее выявить специфику разных групп птиц. В заключение следует остановиться еще на одном аспекте проблемы движения. Оценивая летные способности птиц, мы часто говорим — хороший летун — о птице, летающей быстрым и маневренным полетом, или, наоборот,— плохой летун — о той же куропатке, с шумом стремительно взлетевшей и вновь севшей в нескольких сотнях метров от места взлета. Но эта оценка односторонняя и мало биологична.
Каждый вид в процессе своего становления вырабатывал такие способы передвижения, в том числе и тип полета, которые в наибольшей степени соответствуют его морфологическим особенностям и занимаемой экологической нише, всему его образу жизни (характеру пищи и способам ее добывания, составу врагов и приемам избегания опасности, месту гнездования и типу гнезда и т. д.). Куропатке не нужны летные качества сокола, дятлу не годятся способы. передвижения чаек или колибри...
Способность к определенному характеру передвижения вообще, к определенному типу полета в частности — такой же видовой признак, как .строение клюва, окраска оперения и другие морфологические, физиологические и поведенческие особенности.
Литература
Ильичев В. Д., Карташев Н. Н., Шилов И. А. Общая орнитология: Учебник для студ. биол. спец. ун-тов.— М.: Высш. школа, 1982.— 464 с., ил.
AOF | 09.06.2023 13:24:03