Приобретенные формы поведения на основе научения
В процессе жизни у животных в зависимости от условий поведенческие реакции совершенствуются, усложняются, повышаются их приспособительные эффекты. Наследственные факторы — гены — не могут предопределить течение онтогенеза независимо от окружающей среды.
Окружающая среда влияет на завершение становления инстинктов в постнатальном онтогенезе. В них быстро вплетаются приобретенные реакции — условные рефлексы. По каждому конкретному поводу организм, чтобы обеспечить выживание и комфорт, формирует новые взаимосвязи между структурами, органами и процессами, новые сложные нервно-динамические детерминантные функциональные системы, обеспечивающие новые индивидуальные формы поведения.
Индивидуальный опыт поведения приобретается благодаря научению (П. К. Анохин, 1968; Э. А. Асратян, 1970; JI. Г. Воронин, 1970; А. С. Дмитриев, 1974; Д. Мак-Фарленд, 1988). Обучение как адаптивная реакция организма в филогенезе существует у червей и насекомых, достигая доминирующего значения у позвоночных животных. Его влияние в значительной степени сказывается на поведении рыб и птиц.
Источник. Физиология и этология животных. Под редакцией доктора биологических наук, профессора В. И. Максимова. Учебное издание.
AOF | 23.12.2020 17:31:12