Система филогении медвежьих

Исторический очерк развития взглядов на систему и филогению медвежьих

Интерес к медведям проявился у человека еще в глубокой древности. В палеолитическом искусстве Европы известно более 40 рисунков и скульптурных изображений пещерного и бурого медведей (Демещенко, 1999).

Этнографические данные свидетельствуют о давнем существовании у многих народов культа медведя. Так, коренные жители бассейна Амура и о-ва Сахалин наособых «медвежьих праздниках» убивали зверя, специально содержавшегося в неволе, и коллективно поедали его мясо с ритуальной целью (Соколова, 1972).

Аборигены Сибири приписывали магическую силу медвежьим когтям и клы¬ кам. Отголоски первобытных верований, особое отношение к могучему зверю можно найти в сказках северных народов, в которых медведь играет важную роль сильного, но добродушного соседа человека. В русских сказках фигурирует бурый медведь, в норвежских сказках — белый.

Бурый медведь упоминается уже в древнейших письменных источниках, таких как Библия (Ветхий Завет, Четвертая книга Царств). Его хорошо знали крупнейшие натуралисты античного мира — Аристотель, Плиний Старший.

Зверей часто доставляли на представления в цирки Древнего Рима из Ливана и Сев. Африки. Юлий Капитолин сообщает, что при Гордиане Первом (III в.) на цирковую арену выводили до 1000 медведей вдень (см.: Брэм, 1895 : 242).

Белый медведь был известен древним египтянам еще во времена Птолемеев (Кювье, 1937). Альберт Великий в XIII в. рассматривал его как особый вид, приспособленный к полуводному образу жизни.

Сведения о медведях включены в энциклопедию XVI в. Конрада Геснера. Научное изучение медведей начинается с работ Карла Линнея. В истории их исследования можно выделить 2 этапа: 1) накопление данных по современным и вымершим видам, 2) создание системы Ursidae и ее дальнейшая разработка.

Рекомендуемая и цитируемая литература

Фауна России и сопредельных стран млекопитающие. Том I, вып. 5 Г. Ф. Барышников. Семейство Медвежьи

AOF | 24.11.2022 08:40:23